Зонный слух и интонирование

На главную

Для каждого хорового певца очень важно хорошо понимать что такое зонный строй, чем он отличается от фиксированного строя и какие преимущества он дает для пения.  Разберём подробно, что же такое зонный строй.

Зонным строем называется музыкальный строй, основанный на зонной природе музыкального слуха. Каждая ступень зонного звукоряда имеет ряд значений, отклонения от основной частоты:

Зонный строй.gif

Т.е. это означает, что каждая нота имеет несколько верных значений высоты. Набор этих значений называется звуковысотной зоной. Тоесть в пределах зоны:

1.      Нота на слух остается все той же

2.      Отклонения слышны, но в то же время «фальши» не будет

Давайте определим, в каких физических пределах находится зона. Из рисунка видно, что нота ля первой октавы может находится между 435 и 445 Гц. Основной тон при этом равен 440 Гц.

Простой расчет показывает, что зона находится  19 cent(проценты полутона). Проще говоря это ~10 часть тона. Т.е. позволительно отклонятся от ноты в пределах 10 части тона.

Но тут возникают вопросы: насколько необходимы подобные отклонения? Что лучше, петь в верхней части зоны или в нижней? А может быть лучше петь математически точно?

Все эти вопросы связаны с интонированием. Иначе говоря, это способы варьирования высоты звука в художественных целях. Такое варьирование обуславливается основном:

·         ладовым тяготением

·         желанием подчеркнуть краску аккорда.

·         еще интонирование может быть связанно с исправлением аккустических недостатков некоторых строев

Способы интонирования

Очевидно, что если есть верхяя и нижняя граница, то можно получить контрастные значения: максимальное, минимальное и среднее. Что касается зонного строя, то

·         значение высоты в верхней области называется острое интонирование,

·          значение в нижней области – тупое интонирование.

·         Ровно посередине зоны – устойчивое интонирование

Ширина зоны зависит от типа слуха и способа воспроизведения, а так же от целей интонирования.

Хотя ширина зоны индивидуальна, для большинства людей подходит значение 60-70 (интервальный слух) и около 80 центов(абсолютный слух, причем в крайних регистрах доходит до 200 центов).

В Большой Советской Энциклопедии ширина зоны ограничевается ~38-ю центами. Это может объяснятся желанием заузить зону для более чистого звучания аккордов.  Более того, интонирование в пределах зоны не должно достигать максимальных значений.

Применение

Интонирование используется для подчеркивания ладовых тяготений и краски аккордов. Например, если проинтонировать терцию тонического мажорного трезвучия остро, то аккорд приобретёт особый, «блестящий» оттенок, станет более ярким, более светлым. С другой стороны, при исполнении мелодии, острое интонирование VII ступени лада подчеркнёт тяготение в I ступень и более утвердит тонику.

Для каждого лада  и каждой гармонического построения существуют свои правила интонирования. Подробно эти правила будут разбиратся на II курсе.

 

Вопросы на закрепление

1.       Объясните своими словами:

a.        В чем состоит зонная природа слуха?

b.       Что такое зонный строй?

c.        Какова ширина зоны?

                                                                 i.      Для абсолютного слуха

                                                               ii.      Для интервального слуха

                                                              iii.      Для исполнения аккордовой музыки

d.       Для чего певцу знать о зонном строе?

e.       Как зонный строй может влиять на звучание аккордов?

f.         Нормально ли, исполняя музыку, «блуждать» в зоне, особенно при пении аккордового склада хоровых произведений? Почему?

g.        Что такое интонирование?

h.        Какие существуют виды интонирования?